Гидроцилиндр — объемный гидродвигатель с прямолинейным возвратно-поступательным движением выходного звена относительно корпуса. Объемный гидропривод, где гидродвигателем является гидроцилиндр, называют поступательным гидроприводом. Гидроцилиндры часто также называют гидродвигатель с возвратно- поворотным движением.
Гидроцилиндр имеет корпус, в котором находится поршень; шток поршня выходит наружу и соединяется с нагрузкой. Для устранения наружных утечек рабочей жидкости по неподвижным и подвижным разъемам (соединениям), а также внутренних перетечек жидкости из одной рабочей полости в другую, разъемы герметизируются при помощи уплотнительных колец или иных уплотнительных устройств. Жидкость, поступающая в цилиндр под некоторым давлением, действуя на его поршень, развивает усилие, преодолевающее трение и внешнюю нагрузку, приложенную к штоку.
Производство гидроцилиндров с односторонним и двусторонним штоком, поднимая под первым поршневой гидроцилиндр со штоком с одной стороны поршня и под вторым- гидроцилиндр со штоком, расположенным по обе стороны поршня. Часть рабочей камеры гидроцилиндра, ограниченная корпусом, поршнем и крышкой, называется поршневой полостью, а часть рабочей камеры гидроцилиндра, ограниченная рабочими поверхностями корпуса, поршня, штока и крышкой, называется штоковой полостью.
Помимо приведенного, различают гидроцилиндры одностороннего и двустороннего действия: у первого- движение выходного звена в одну сторону происходит за счет давления рабочей среды, а в противоположную- за счет иных каких –либо сил (пружины, веса приводимого узла и пр.), у второго движение выходного звена в обе стороны происходит за счет давления рабочей среды.
Поршневой гидроцилиндр с заданным соотношением площадей поршня и штока называют дифференциальным гидроцилиндром, а гидроцилиндр с рабочей камерой, образованной рабочими поверхностями корпуса и плунжера,- плунжерным гидроцилиндром. Последние отличается простотой изготовления, поскольку отработке с точностью, требующейся для обеспечения герметичности, подлежат лишь поверхность штока и буксы под шток и отпадает необходимость в обработке внутренней поверхности цилиндра.
Нередко целесообразно соединять с движущейся (перемещаемой) частью машины не шток а корпус цилиндра. Жидкость в цилиндр в этом случае подводят через гибкие трубопроводы (шланги), либо каналы в штоке.